ПРАЙМ,
14 июня 2013 г.
Изменения в ОСАГО без роста тарифов могут ухудшить финрезультат страховщиков - S&P 1675 просмотров
Изменения в закон об ОСАГО, которые в настоящее время обсуждаются в Госдуме, могут привести к ухудшению финансовых результатов страховых компаний, если автостраховщикам не удастся добиться значительного повышения тарифов в целях компенсации выплат; сильное давление на рынок автострахования также оказывают возросшие судебные издержки, считают специалисты службы кредитных рейтингов агентства Standard & Poor's.
Если изменения в законодательстве будут приняты, это приведет к значительному повышению лимитов ответственности по ОСАГО. Вместе с тем, законопроект не рассматривает повышение регулируемых страховых премий, уплачиваемых страхователями; базовый тариф, который лежит в основе расчета премий, не менялся с 2003 года.
«По нашему мнению, правительство сочтет значительное увеличение страховых премий для владельцев 37 миллионов зарегистрированных автомобилей слишком непопулярной мерой с политической точки зрения. Поэтому любое повышение, вероятнее всего, будет ниже уровня, который продолжают лоббировать страховые компании для компенсации будущего повышения страховых лимитов», - отмечает S&P.
Принимая во внимание тот факт, что страхование автотранспортных средств (ОСАГО и каско) составляет существенную долю российского рынка страхования — 40%, предлагаемые изменения окажут значительное влияние на всю страховую отрасль, дополняют эксперты.
Кроме того, в 2012-2013 годах возникла тенденция урегулирования страховых претензий по ОСАГО и каско в судебном порядке и вынесения судами решений, неблагоприятных для страховых компаний, что уже оказало негативное давление на финансовые результаты российских страховщиков.
Реакция
«Мы полагаем, что крупнейшие страховые компании отреагируют на это давление повышением тарифов каско, которые в отличие от тарифов ОСАГО не регулируются государством», - считает S&P.
Несмотря на то, что крупные страховые компании, вероятнее всего, смогут ориентироваться на прибыльные регионы и сегменты ОСАГО и каско, агентство полагает, что они, тем не менее, продемонстрируют более слабую прибыль в этих направлениях бизнеса в 2013-2014 годах.
«На наш взгляд, некоторые недиверсифицированные небольшие по размеру страховые компании, которые в большей степени, чем в среднем по сектору, подвержены автотранспортным рискам в регионах с высокой убыточностью, могут столкнуться с финансовыми трудностями и даже оказаться неплатежеспособными. Мы также ожидаем, что в 2013-2014 годах число страховых компаний в России продолжит сокращаться, поскольку ухудшение рыночных условий обусловит уход с рынка небольших игроков», - добавляет агентство.
Крупнейшие российские страховые компании имеют очень высокую долю страхования автотранспортных рисков в структуре страховой премии-брутто. В 2012 году на долю автотранспортных рисков приходилось около 54% портфеля «Росгосстраха», крупнейшего игрока на российском рынке. У «Ингосстраха» они составляли около 60%, у «РЕСО Гарантии» - около 63%, у «АльфаСтрахования» (нет рейтингов S&P) — около 45%.
Судебные издержки
По наблюдениям агентства, недавние решения российских судов были неблагоприятными для страховых компаний. Они предусматривали выплаты и покрытие рисков сверх уровней, предусмотренных договорами страхования, и по каско, и по ОСАГО. По результатам анализа судебной практики Верховный суд РФ рекомендовал судам принимать положительные решения в части оплаты страховых претензий даже в тех случаях, когда: в момент наступления страхового случая автомобилем управляло лицо, не указанное в полисе каско; водитель не уведомил страховую компанию о страховом случае в установленный срок; владелец автомобиля не может представить полный комплект ключей в случае угона (хищения) автомобиля; в момент наступления страхового случая страховая премия не выплачена в срок.
Кроме того, в настоящее время в России отсутствует обязательная процедура досудебного урегулирования споров между страхователями и страховыми компаниями. Поэтому страховые претензии могут направляться непосредственно в суд, что увеличивает расходы страховых компаний, поскольку им приходится оплачивать судебные издержки и относительно крупные штрафы.
Поскольку в российском страховом секторе отсутствует единая методика расчета убытков по ОСАГО, во многих судебных исках рассматривается оценка убытков. Помимо споров об оценке, суды зачастую принимают решения о возмещении застрахованному утери товарной стоимости (УТС) автомобиля в рамках претензий по ОСАГО, несмотря на то, что в соответствии с российским законодательством УТС из под действия закона выведен.
Агентство отмечает, что количество судебных дел и неблагоприятных решений в России различается в зависимости от региона. Например, в Москве и Санкт-Петербурге (на долю этих городов приходится более 20% общего числа автомобилей, зарегистрированных в России) ситуация оценивается как менее напряженная, в то время как в некоторых регионах почти каждая претензия урегулируется в судебном порядке и доля неблагоприятных решений для страховых компаний очень велика. «Судя по информации, полученной от участников рынка, в 2013 году число судебных дел, связанных с ОСАГО, может составить почти половину от общего числа страховых претензий по ОСАГО, урегулированных в 2012 году (2,5 миллиона)», - пишет агентство.
Такие судебные решения подрывают некоторые основные принципы страхования, считает S&P. «Мы полагаем, что эта практика вынудит страховые компании более активно использовать франшизу в договорах, повысить тарифы на каско и скорректировать условия страховых полисов с учетом некоторых судебных решений. Мы также считаем, что давление со стороны судов приведет к ускорению выплат по ОСАГО и каско, поскольку страховые компании будут стремиться сократить судебные издержки и штрафы. Вероятно также, что страховые компании постараются ускорить разработку единой методики расчета убытков по ОСАГО», - отмечает агентство.
Путь на безубыточность
Страховые компании по-разному оценивают размеры повышения тарифов, необходимого для сохранения безубыточности в ОСАГО (от 15% до почти 70%). По данным Российского союза автостраховщиков, в 2012 году средняя стоимость полиса ОСАГО составляла около 3 тысяч рублей. Коэффициенты убыточности в сегменте ОСАГО также значительно различаются у разных страховых компаний и в основном зависят от географического охвата и концентрации портфелей в отдельных регионах.
«Мы полагаем, что сегмент ОСАГО (с разными показателями рентабельности в различных регионах) в среднем не приносит существенной прибыли страховым компаниям. Коэффициенты убыточности на уровне примерно 65% (рассчитанные по МСФО) и очень высокие аквизиционные расходы (около 30%), характерные для рынка, обусловливают комбинированный коэффициент убыточности на уровне почти 100% даже без учета административных расходов (коэффициент более 100% означает убыточность страховой деятельности)», - отмечает агентство.
По мнению регулирующего органа, сегмент ОСАГО является в основном прибыльным, если принимать во внимание только отношение общего объема страховых выплат к общему объему страховой премии и фиксированные аквизиционные комиссионные по ОСАГО на уровне не выше 10% подписанной страховой премии-брутто для агентов — физических лиц и 15% для юридических лиц.
В 2013-2014 годах многие компании могут провести переоценку своей готовности к принятию рисков в сегменте ОСАГО, прогнозирует компания. Некоторые небольшие и средние страховые компании, в портфеле которых значительное место занимают риски страхования автотранспортных средств в неприбыльных регионах, могут прекратить деятельность в этом сегменте бизнеса или столкнуться со значительными финансовыми трудностями и даже оказаться неплатежеспособными.
Существующая система защиты владельцев полисов ОСАГО, при которой РСА собирает средства для покрытия страховых полисов неплатежеспособных компаний, может быть недостаточной для решения возможных проблем, считает S&P.
Некоторые страховые компании, вероятнее всего, пересмотрят свою готовность работать с ОСАГО и переориентируются на добровольные виды страхования, в том числе каско, личное страхование от несчастного случая, страхование имущества и добровольное страхование автогражданской ответственности. Поскольку коэффициенты убыточности в сегменте ОСАГО значительно различаются в разных регионах, в некоторых из них может возникнуть ситуация, когда ни одна страховая компания не захочет продавать полисы ОСАГО и возникнет дефицит обязательных полисов ОСАГО, прогнозирует агентство.
«Мы отмечаем, что крупные страховые компании уже начинают стимулировать сокращение продаж полисов ОСАГО в неприбыльных регионах, снижая агентские комиссии или даже ограничивая число проданных полисов», - отмечается в обзоре.
Вся пресса за 14 июня 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Исследования, Тенденции, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|